Некоторые дайверы погружаются к затонувшим кораблям, чтобы пережить этот ни с чем не сравнимый момент, когда темный остов судна вдруг показывается под толщью вод. Другие же восхищаются уникальным соседством могучих кораблей, созданных руками человека, с первозданной красотой природы. Но для большинства подобное погружение сродни путешествию во времени к тому страшному дню, когда судно потерпело крушение. Сегодня мы расскажем вам о трех затонувших военных кораблях с очень разной и захватывающей историей, к которым можно совершить погружение.
Начнем с, пожалуй, самого знаменитого судна. Британский сухогруз «Тистлегорм» был построен в далеком 1940 году в английском Сандерленде и изначально находился в частной собственности. Однако из-за Второй мировой войны британское правительство, частично спонсировавшее строительство корабля, переквалифицировало его в вооруженное грузовое судно. Для этого на «Тистлегорме» были установлены крупнокалиберный пулемет и 20-мм зенитное орудие.
В июне 1941 года борт, под завязку груженый боеприпасами, противотанковыми минами, бомбами, винтовками, мотоциклами, прицепами, автомобилями, запчастями для самолетов и переносными электрогенераторами, отправился из Глазго в Александрию.
Для того, чтобы не столкнуться с силами Италии и Германии в водах Средиземного моря, для «Тистлегорма» был разработан хитрый маршрут через Южную Африку. Секретная операция почти завершилась успехом, военный сухогруз вошел в воды Красного моря и встал на якорь. В ночи, при полной луне, корабль обнаружили два немецких бомбардировщика. Они пустили в «Тистлегорм» две бомбы. В половине второго, в ночь на 6 октября, корабль затонул, так и не дойдя до цели.
Обломки сухогруза были найдены только в 1955 году командой Жака Кусто. С тех пор «Тистлегорм» стал одним из самых известных дайв-сайтов мира. Во-первых, затонувшее судно находится на глубине всего 30 метров. Во-вторых, ценный груз, предназначавшийся для Восьмой Британской армии, по-прежнему покоится на борту «Тистлегорма». В длину корабль достигает 120 метров, поэтому за одно погружение подробно осмотреть этот памятник войны не удастся.
К обломкам «Тистлегорма» отправляются однодневные экскурсии из Шарм-эль-Шейха.
После поражения Германии в Первой мировой войне, 74 корабля немецкой флотилии были переведены на английскую базу Скапа-Флоу на Оркнейских островах в Шотландии. В рамках Версальского мирного договора союзникам предстояло решить судьбу флота побежденного противника. Вердикт должен был быть вынесен 21 июня 1919 года, однако ожидание затянулось. Тогда немецкий контр-адмирал Людвик фон Ройтер решился на отчаянный шаг: он предпочел собственноручно потопить свой флот, чем отдать его британцам. По его команде на всех кораблях были открыты кингстоны.
Огромные военные суда уходили под воду прямо на глазах изумленных британцев, охранявших базу Скапа-Флоу. Они открыли огонь по немецким бойцам, чтобы хоть как-то помешать происходящему, однако было поздно. Считается, что девять германских солдат, погибших в перестрелке, стали последними жертвами Первой мировой.
Сегодня на дне гавани по-прежнему остаются только семь кораблей. Конечно, они стали популярны среди дайверов со всего мира. Дать однозначный ответ, к какому из семи кораблей лучше совершить погружение, очень сложно. Три огромных линейных корабля класса «Кениг», имеют, возможно, самую яркую историю . Все три участвовали в знаменитом Ютландском сражении. Но самым необычным дайв-сайтом мы считаем легкий крейсер «Кельн». Всего было построено два подобных корабля. Большую часть войны судно занималось минированием и патрулированием Германской бухты в Северном море. Сейчас оно покоится на глубине 36 метров, в высшей точке достигая глубины в 22 метра. Несмотря на вековое нахождение под водой, корабль по-прежнему в прекрасном состоянии. Он лежит на правом борту, поэтому его можно отлично рассмотреть. Стоит лишь немного подключить воображение, как можно представить крейсер в его полной боевой мощи.
Атолл Трук в годы Второй мировой войны был главной базой для операций Японии в водах южной части Тихого океана. Здесь находились боевые корабли, авианосцы, эсминцы, грузовые суда и подводные лодки. Однако дни спокойствия в гавани кончились в 1944 году, когда США заняли соседние Маршалловы острова. 17 ноября американские войска начали налет на Трук с целью уничтожения японского флота. Массированная атака длилась три дня. В результате налета погибли 12 боевых судов, 32 торговых корабля и 275 самолетов. Несмотря на то, что еще до атаки японцы дислоцировали свои крупнейшие суда в Палау, налет на Трук переломил ход войны.
Сейчас это один из самых известных в мире дайв-сайтов.
Многие дайверы приезжают сюда исследовать нефтяной танкер «Шинкоку Мару». Он находится на глубине 12-38 метров, поэтому к нему достаточно легко подобраться даже в ночное время. Коммерческий танкер «Шинкоку Мару» был построен в 1939 году, однако позднее перешел в Японский флот и участвовал в нападении на Перл-Харбор. Впервые судно столкнулось с неприятелем в 1942 году. Тогда американская подлодка выпустила в танкер торпеду. Во время налета на Трук в танкер попало сразу две торпеды. После двух дней сражения судно пошло ко дну. Сегодня обломки корабля богато украшены кораллами. Дайверы обязательно осматривают пушки на корме и носу, практически нетронутое машинное отделение и камбуз.