Морская стихия в литературе и кино

Признанные бестселлеры морской литературы нередко становились основой для создания увлекательных киношедевров на основе их сюжетов. Именно пятёрке таких известных экранизированных книг и посвящается очередная подборка интересных фильмов про море.

«Остров сокровищ» (1990)

Экранизаций классического романа Роберта Льюиса Стивенсона достаточно много, но, пожалуй, телевизионная лента 1990 года ближе всех к оригиналу. Фильм с первых минут захватывает зрителя и не отпускает до самой финальной сцены, заставляя переживать все кульминационные моменты вместе с главными персонажами.

Несмотря на телевизионный формат в картине заняты известные актеры, среди которых стоит отметить Оливера Рида, Чарлтона Хестона и, естественно, тогда еще юного Кристиана Бэйла в роли Джима Хокинса.

Его персонаж переживал трудное время взросления, и будущему «Темному рыцарю» удалось очень реалистично показать превращение мальчишки в мужчину. В этом ему помог Джон Силвер – долговязый одноногий моряк.

1990 год – это время, когда кинематографу еще не было известно такое понятие как компьютер и его грозное программное обеспечение. Это позволило достичь естественной реалистичности, поскольку все было настоящее: от восхитительных морских пейзажей и до армады кораблей. Именно так снимали фильмы про море почти тридцать лет назад.

Лента увлекательная. Ее стоит посмотреть или пересмотреть не только фанатам творчества Стивенсона, но и тем, кто без ума от американского сериала «Черные паруса», являющегося своеобразным приквелом к знаменитому роману британского писателя.

«Одиссея капитана Блада» (1991)

Этот роман Рафаэля Сабатини, по которому снят одноименный советско-французский фильм режиссером Андреем Праченко, был очень любим и в свое время зачитан до дыр молодым поколением Страны Советов. И экранизация 1991 года также не подвела. Питера Блада виртуозно сыграл француз Ив Ламбрешт, показав как должен выглядеть молодой человек, который к тридцати годам успел пройти войну, плен, рабство, но сохранил благородство и порядочность.

dv_5 4

Вообще, актерский состав был подобран на славу. Особенно запомнился Леонид Ярмольник в роли обаятельного мерзавца Лавасера и француженка Валери Жанне, подарившая зрителям образ прекрасной молодой и уверенной в себе Арабеллы, которая была уверена, что попала в «лапы жестокого вора и пирата».

Для того времени уровень спецэффектов и декораций был запредельный. Свидетельство тому — кадры этой ленты частенько у любителей кочуют из клипа в клип. Морские бои и схватки поставлены со знанием дела и без лишних кровавых сцен, точно передавая атмосферу того славного времени.

Кто-то из особо придирчивых зрителей наверняка может найти ряд вольностей, которых не было в романе, но это нисколько не портит общего впечатления от ленты. Рекомендовано всем для просмотра!

«Морской волк» (1991)

Произведениями Джека Лондона до сих пор зачитывается человечество. Да и кинематограф всегда трепетно относился к экранизациям известного романиста. Роман «Морской волк» всегда будоражил умы кинодеятелей, что выразилось в многочисленных экранных адаптациях.

Лондон никогда не скрывал своей симпатии к личности Волка Ларсена, а само произведение отражало общественное духовное состояние начала двадцатого века. Это было трагическое время, когда идеалы рушились, а на смену романтики приходили совсем другие, меркантильные отношения.

Символично, что данная экранизация появилась в 1991 году, когда рушились советские устои и зарождалось молодое российское государство. Эта лента как бы предваряла тот «чернушный» и вседозволенный период развития отечественного кино, который совсем скоро обрушится на зрителей.

diving-ob

Картина получилась. Она еще была пропитана мощной режиссёрской и актёрской работой, где большое внимание уделялось философским беседам двух главных героев, которые помогали познать их характеры.

Все это дало повод утверждать, что данный мини-сериал Игоря Апасяна выявился самым близким к оригиналу. Кстати, в проекте себя показал умелым сценаристом тогда еще совсем молодой Валерий Тодоровский, скрупулезно перечитавший роман. Четыре эпизода общей длительностью четыре с половиной часа смотрятся на одном дыхании, поскольку создатели умело нагнетали напряжение по ходу действия.

Тяжелая и близкая к глубокому отчаянию атмосфера на повидавшем многое старом деревянном «Призраке», ярко описанная в романе, передана максимально точно и трепетно. Лента наполнена морской «мелодией»: звуками водной стихии, гнетущим скрипом палубы под ногами, старческим кряхтением корабля. Все это создает максимальный эффект присутствия рядом с героями.

«Старик и море» (1999)

Что можно сказать об этой работе режиссера Петрова? Она продолжает серию лент из цикла «Люди и море». Она потрясающе красива благодаря уникальной технике рисования по стеклу. Работа не могла ускользнуть от всевидящего ока специалистов, поэтому русский мультипликатор впервые в отечественной практике получил заслуженный «Оскар» в 2000 году за лучший анимационный проект.

Хэмингуэй рассказал историю очень доброго старика Сантьяго, прожившего нелегкую жизнь достойно, но не собирающего почивать на лаврах к ее закату. Вся его жизнь проникнута любовью ко всему на планете: к морю, его обитателям, звездам на небе, к своему юному ученику.

Однажды он уходит в море один, в маленькой лодке. Это не просто морское путешествие, поскольку старик решил добыть рыбу и заработать кусок хлеба, абсолютно не думая, что может погибнуть.

В мультфильме прекрасно передано это его настроение. Море – огромно и изменчиво, сливающееся с небом в едином порыве. Оно всегда привыкло отдавать и брать. Старик ловит большущего марлина, но оно отбирает у него трофей, посылая ему встречу с другими своими обитателями — акулами.

Посмотрите анимацию «Старик и Море» Петрова, наделенную особой искренностью и выразительностью. Это обязательно вызовет желание еще раз перечитать трепетное произведение Хэмингуэя.

«Хозяин морей: На краю Земли» (2003)

Еще один голливудский проект, заслуженно получивший «Оскар» в двух номинациях, а всего участвовавший аж в десяти! Он был снят известным австралийским режиссером Питером Уиром по мотивам приключенческих произведений Патрика О’Брайана и был тепло принят зрительской аудиторией, пополнив своеобразную кинематографическую морскую библиотеку ценным экземпляром.

Сюжетные перипетии картины разворачивается на борту судна «Сюрприз». Зрительскому взору представлен образ типичной корабельной команды, но характер каждого члена экипажа раскрыт интересно и познавательно. Особняком стоит образ капитана в блестящем исполнении Рассела Кроу, пополнившего свою творческую копилку очередной разноплановой и насыщенной ролью.

Прекрасен и гармоничен также и Пол Беттани. На славу потрудилась и вся съемочная бригада, поскольку операторская группа отработала на отлично, декорации и костюмы впечатлили, а прекрасная музыка создала достойную атмосферу разворачивающемуся захватывающему действию.

Надо отдать должное и нравственной стороне ленты. Фильм пропитан гуманизмом и глубокой моралью, философией и тонким лиризмом, что добавило особые нотки в развитие сюжета военной драмы.

Во время просмотра ни на минуту не возникает чувства наигранного пафоса, а финальное сражение зритель поглощает на одном дыхании и затем долго находиться под впечатлением нахлынувших положительных эмоций. Всем поклонникам атмосферного приключенческого кино на морскую тематику смотреть обязательно!

Сергей Вельтищев
Сергей Вельтищев
Инструктор по дайвингу и фридайвингу